Логин:
Пароль:
 
Забыли пароль?
Найти на сайте: параметры поиска

Эстетическое проектирование

article725.jpg

Сад доставляет истинную радость и эстетическое наслаждение лишь в том случае, если он не представляет собой простое нагромождение частей и элементов, если растения, а также садовые строения и покрытия, обеспечивающие функциональность сада, гармонично дополняют друг друга, создают некое единство.

Главная задача состоит в том, чтобы сооружаемые строения служили основной функции сада: необходимо добиваться сочетания растений, группировать их, размещая соответствующим образом в пространстве, именно это придает практическую ценность саду. Следующий существенный вопрос - ориентирование участка, сада, двора, связь между размещенными на них или находящимися в стадии проектирования строениями, главным образом, с точки зрения передвижения и, не в последнюю очередь, с точки зрения установки окон в основных помещениях, с целью обеспечения их идеальной инсоляции. В процессе проектирования внешнего вида сада необходимо учитывать следующие моменты в указанной последовательности:

  • зимняя и летняя инсоляция строения;
  • технические или биологические затенители строения;
  • направление и место соединения внутреннего пространства здания и террасы с садом;
  • формирование простой связи между входом (входами) в здание и общими помещениями;
  • планировка размещения деревьев, которые со временем станут высокими;
  • определение места для функциональных площадок, обеспечение соответствующего покрытия на них и подходов (тропинок) к ним;
  • определение места для т. н. раздельных функций (гриль под открытым небом, песочница, площадка для игр, уголок отдыха, плавательный бассейн).

Необходимо тщательно продумать вышеперечисленные моменты, поскольку перед окном не должно быть высоких деревьев с плотной кроной, бассейн нельзя располагать в месте, на которое падает тень от дома и от деревьев, гриль следует помещать на достаточном расстоянии от дома, с учетом направления ветра, уголок отдыха должен быть одновременно и затененным, и солнечным, необходимо также оставить место для низких растений, кустов и лужаек.


Франция
%
Англия
%
Германия
%
Италия
%
Строения
22-24 18-20 20-22 28-30
Покрытие, ведущее к дому 16-18 8-10 10-12 12-14
Площадь, засеянная травой
32-40 50-60 50-60 20-30
Площадь, засаженная кустами 3-5 4-6 3-5 2-4
Площадь под деревья 10-12 6-8 8-10 12-14
Прочее (огород) 8-10 3-5 8-10 16-18

По таблице видно, что в Европе обычно 50-60% площади в проекции - это сад, который служит удобству и оборудован дорожками с покрытием. В северных странах предпочитают поверхности, покрытые травой, а в южных - с деревьями, дающими тень. Судя по всему, в Восточной Европе посадка деревьев считается делом общественным, потому что на частных участках очень редко сажают растения с высокими стволами. Суть эстетического проектирования заключается в сочетании уже упомянутых технических и функциональных потребностей. В связи с этим следует отметить, что для создания правильной связи между деревьями, кустарником, газонами и поверхностями с покрытием очень важно знать систему сочетания ПОКРЫТИЯ - КОРНЕВАЯ СИСТЕМА - КРОНЫ, ведь свободная поверхность земли на протяжении долгого времени способна поддерживать жизнеспособность только у определенных растений и обеспечивает ограниченный объем их листвы.

При планировании сада и прилегающей к нему территории следует смотреть вперед не на одно-два десятилетия, а на более длительную перспективу. Нельзя забывать об уже имеющихся покрытиях, об имеющихся растениях, о возможном объеме листвы и не в последнюю очередь - о факторах, наносящих вред окружающей среде (дым, выхлопные газы и т. д.).

Согласно данным международной специальной литературы, продолжительность жизни деревьев в зависимости от среды, в которой они находятся, составляет:

  • на земле, которая содержится в чистоте 100%
  • в саду с лужайкой    80%
  • при наличии газона с решетчатым покрытием 75%
  • при наличии покрытия с зазорами для травы 60%
  • при покрытии из мелких элементов (с зазорами)  40%
  • при покрытии из крупных элементов    25%
  • при асфальтовом или бетонном покрытии 10-15%
     

При этом может возникнуть вопрос: как выживают крупные деревья в городах, где в асфальтовом покрытии имеются открытые участки всего в один квадратный метр? Выживать-то они, конечно, выживают, но сколько они проживут и каково будет качество их жизни - об этом можно долго говорить. В том случае, если на покрытых поверхностях имеются деревья дизайнер ландшафта при проектировании сада, площади и пешеходных переходов должен учитывать следующие факторы:

  1. для травянистых поверхностей никаких ограничений нет;
  2. на поверхностях, засаженных кустарником, необходимо исходить из того, что на 1 м3 листвы следует выделять 1 м2 свободной поверхности;
  3. для деревьев с высоким стволом:
    -   для пород, сбрасывающих листву, соотношение объема листвы и площадь поверхности земли должны составлять:

         a)  при наличии одного дерева 1,00 м3 / 0,5 м2
         b)  при наличии двух-трех деревьев 1,00 м3 / 0,4 м2
         c)  в случае более плотной посадки 1,00 м3 / 0,20-0,30 м2

    - для пород не сбрасывающих листву (хвойные и вечнозеленые), вышеуказанные цифры можно сокращать на половину поскольку для весеннего развития листвы они не испытывают такой биологической зависимости от площади.

Перечисленные цифры и сравнительные оценки подразумевают плотное, не пропускающее воздуха покрытие. Если имеется покрытие из крупных и мелких элементов, а также решетчатое покрытие, которые обеспечивают поступление воздуха и влаги к корневой системе деревьев, для определения поверхностей, необходимых растению, в определенной мере можно исходить из цифр, приведенных выше (см. пункты А, В и С). По мнению биологов, они относятся к категории функционального проектирования, а по мнению специалистов-техников, их можно считать факторами, ограничивающими или повышающими эстетическую ценность внешнего вида, потому что растения в саду они рассматривают как «предметы мебели», а покрытия оценивают вместе с ними, учитывая также их взаимное влияние друг на друга.

Из вышесказанного следует, что сад в действительности представляет собой произведение, сформированное с учетом архитектурных и художественных Садовая терраса со стеной-ширмой, собранной из отдельных элементов; если надо, она укроет от солнца, защитит от ветра, создаст атмосферу интимности для присутствующих на террасе.

проектирования, а по мнению специалистов-техников, их можно считать факторами, ограничивающими или повышающими эстетическую ценность внешнего вида, потому что растения в саду они рассматривают как «предметы мебели», а покрытия оценивают вместе с ними, учитывая также их взаимное влияние друг на друга.

Из вышесказанного следует, что сад в действительности представляет собой произведение, сформированное с учетом архитектурных и художественных требований, это единство внешних пространств, ограниченных природными и искусственными элементами. В этом смысле сад подобен зданию, только пространство в нем ограничивают не комнаты и стены, не пол и потолок, а поверхность участка, различные покрытия и площадки сада, группы растений, садовые строения и сам небосвод. Таким образом, сад - это единство групп растений, растительных композиций, собранных по эстетическим признакам. Важную роль в формировании внешнего вида, естественно, наряду с садовым пространством в целом, играют отдельные детали, форма и цветовая гамма групп растений, которые разделяют это пространство или «служат его обстановкой».

При проектировании садовых строений и покрытий необходимо, прежде всего, определить назначение различных участков сада и их размеры. Необходимо решить, как они будут связаны друг с другом и с домом, т. е. следует спланировать пространственную структуру, которая формируется с помощью растений. В том случае, если речь идет о небольшом участке, такая структура, как правило, представляет собой компактную прозрачную пространственную форму, которая непосредственно связана с домом. Однако при наличии большого участка появляется возможность сформировать несколько связанных друг с другом садовых пространств и даже целой системы пространств, где основными разделяющими «стенами» будут служить композиции из различных по характеру декоративных растений.

На стиль сада и его «технического оснащения» влияют многие факторы, но при этом различные элементы должны получать четкое выражение в эстетически красивом распределении. Если стилистическое направление не соответствует вкусу хозяина, исполнителя работ или, возможно, вкусу проектировщика, это необязательно должно означать, что наш замысел создания сада является неправильным. Если комплексный сад внешне выглядит гармоничным, тогда мы в любом случае можем говорить о его стиле.

Как можно истолковывать эти абстрактные понятия, когда мы имеем дело с небольшим садом, где придется учесть очень много практических факторов? Это, например, может быть расположение участка и его границы, архитектурный стиль дома (домов), а также в первую очередь представления, связанные с его использованием.

Искусство состоит в том, чтобы все элементы сада и пространства, будь то стены, мебель, пространство или покрытия на садовой территории, лестницы или растения, рассматривались как элементы одной основной концепции. Необходимо постоянно следить, насколько гармонично отдельные элементы сочетаются по цвету, форме, структуре и своей функции. Если мыслить детально, это всегда дает плохой результат. Как, например, будет выглядеть в хорошо спланированном саду неподходящее к нему покрытие или лестница на участке? Кроме того, неподходящие для сада растения или его обстановка в действительности всегда зрительно уменьшают сад. Маленький садик, будь он на земле или на балконе, либо на крыше, можно считать удачным лишь в том случае, если все его элементы - от самого малого до самого большого -явственно гармонируют друг с другом. В процессе истории садового дизайна сложилось два типа садов: архитектонический и пейзажный.

В архитектоническом саду явно просматривается сознательная деятельность; цель создателя состоит в том, чтобы выразить: этот сад - дело рук человека, результат планомерного отбора растений и посадок. Поэтому в планировке сада такого типа, как правило, присутствуют правильные, стройные формы и пространства, сочетающиеся с крупными, производящими впечатление единства растительными композициями. В таком саду соблюдаются правильные архитектурные формы, он тесно связан с домом, является органичным дополнением к нему, его продолжением. В архитектоническом саду растения присутствуют как подлинный строительный материал; в нем находит проявление не интересный характер того или иного растения, в нем внимание направлено на обустройство в строгом порядке, на декоративное впечатление, которое должны производить растительные поверхности и масса растений. Для покрытий в нем используется какой-нибудь традиционный материал, например галька, щебенка, брусчатка или даже бетонные элементы малых и средних размеров, либо их сочетание. Для соединения пространств, имеющих различную форму в плане, обычно используют симметрично расположенные лестницы-уступы, которые одновременно служат опорными стенками или откосами. Такие сады не принято делать покатыми, на наклонных участках им придают ступенчатую форму, поэтому невольно они распределяются в определенном порядке, в зависимости от функциональности и внешнего вида.

Естественные элементы пейзажного сада - ансамбль из растений, покрытий, пространственной пластики; это кусочек самой природы, в котором правильные формы отходят на задний план, а основной рисунок складывается из живых картин природы и ее форм. В саду такого типа господствуют свободные, естественные формы, в них находит отражение уникальность растений, их разнообразие. «Отсутствие порядка» в покрытиях и садовых строениях, прежде всего, служит функциональности в отличие от предыдущего типа, где главную ценность составляет зрелищность. В пейзажном саду не следуют какому-то стилистическому направлению, их, скорее, можно назвать эклектичными. Определенно к данной категории можно отнести те, где дом, сад и покрытие участка вписаны в старую, уже имеющуюся естественную среду. Пожалуй, можно даже сказать, что именно они являются наиболее красивыми, потому что их практический характер не вызывает сомнений; большое значение могут иметь в таком саду то или иное дерево, аллея, старый кустарник, которые обязательно надо оставить в нетронутом виде, как некий фон на театральной сцене.

В последнее время в Европе, в том числе и в Венгрии, получают распространение т. н. японские садики. В них в распределении поверхности сада главную роль играют галька, которой посыпают дорожки, невысокие ветвистые деревья и кусты, небольшие пруды и выложенные камнем дорожки.

Формирование пространства с помощью растений, создание пространственных композиций может быть разным, в зависимости от того, о каком типе сада идет речь - об архитектоническом или о пейзажном.

Когда мы имеем дело с небольшими по территории садами, обычно предпочтительнее решение архитектонического характера, поскольку здесь мы имеем ограниченные возможности для создания свободных, широких пространственных форм. Однако окончательное решение зависит не только от размеров участка, но и от предназначения сада и от его связи с домом.

При подборе растений и садового строения или строений, при разделении их на группы и размещении в пространстве, конечно, следует учитывать не только моменты, связанные с формой и эстетической стороной. Главное требование состоит в том, чтобы знать природные свойства данного участка, местные почвенные условия, характерные черты местного водного баланса и климатические условия. Даже когда речь идет о небольшом саде, без учета этих факторов трудно создать мозаичный ансамбль из живых уголков, т. е. обеспечить разнообразные условия для высадки растений, для «оборудования» сада, для укладки покрытий и для создания связи между домом в целом и общими территориями.


 

 

Похожие статьи:

Ландшафтный дизайнПосадка растений.

Ландшафтный дизайнПатио

Ландшафтный дизайнВыращиваем в гравии

Ландшафтный дизайнГлавное - правильно подобрать растения

Ландшафтный дизайнРозарий

Ландшафтный дизайнЧайный уголок в вашем саду.

Ландшафтный дизайнИтальянскии сад

Рейтинг: 0 Голосов: 0 3841 просмотр
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий